Большие продовольственные магазины – с тележками, музыкой, пекарней и бесплатными пакетами – не хуже хорошего фокусника опустошат ваш кошелек, сколько бы там ни лежало. Cтоит войти в торговый зал, как решение «брать только необходимое» заменяется другим: «Где тут вкусненькое?» Еще бы! Когда мимоходом бросаешь взгляд на шампанское ценой в ползарплаты, чувствуешь себя немножко миллионером. В такой обстановке даже стаканчик заурядного, но доступного йогурта кажется особенным. «Халявные» дегустации особенно способствуют покупке того (как правило, довольно дорогого) товара, на который в другой ситуации никогда бы не потратился. Чувствуешь себя просто обязанным купить что-нибудь из того, что дали попробовать бесплатно.
Ну, а тем покупателям, которые к тому же на неделе обречены по пути домой заходить в такой магазин за хлебом или молоком, и вовсе не позавидуешь: от спонтанных приобретений продуктов, половине из которых суждено оказаться в мусорном ведре, им уберечься еще труднее. Но можно! Если, конечно, к походу в магазин готовиться как к военным действиям. Хотя «оружие» вам понадобится не для наступления, а только для обороны.
Сколько загружать в кошелек
Некоторые граждане, отправляясь в магазин, берут с собой несколько большую сумму, нежели ту, которую собираются потратить. Кто-то таким образом надеется быть готовым к неожиданностям (вдруг именно сегодня будут «большие раки, но по пять рублей» – неужто кусать локти, зная, что завтра придется довольствоваться «маленькими, но по три»). Кому-то наличие «резерва» позволяет чувствовать себя просто более уверенным.
Но будьте покойны – деньгам «на всякий случай» долго оттягивать карманы не суждено. Поэтому, первый заряд в вашей покупательской обойме – строго ограниченная сумма. Если не поленитесь проанализировать предыдущие чеки, без труда получите ту, которую желательно иметь на руках, с точностью до нескольких рублей (конечно, если покупаете продукты в одном магазине). К искомой цифре можно приплюсовать совсем маленький задел на случай непредвиденного повышения цен.
О пользе шпаргалки
Второй боевой заряд – наличие списка продуктов. В сочетании с ограниченной суммой в кармане это надежный щит от ловушек, расставленных хитромудрым магазином. Конечно, составлять реестрик перед каждым походом за покупками дело утомительное. Проще всего создать на компьютере специальный файл и распечатать. Особенно такой вариант подойдет для тех, кого не хватает на ежедневное ведение книги учета расходов в бумажном или электронном виде.
Имея список всегда под рукой, можно делать пометки о предстоящих покупках в течение недели. Дополнив его перед выходом из дома и пользуясь такой шпаргалкой в магазине, можно спокойно обходить все искушения. Во-первых, список избавит от необходимости лихорадочно вспоминать, что же в ваших закромах иссякло. Во-вторых, появится возможность «не отходя от кассы» рядом с каждой позицией фиксировать цену и количество купленного. А в конце месяца вы сможете не только быстро проанализировать траты, но и вывести итоговые цифры. Их стоит занести в книгу для дальнейшего – углубленного – исследования семейных трат.
Тележка как средство гипноза
Не теряйте бдительность, заскакивая в магазин за чем-то одним, например, бутылкой кваса или хлебом. Откажитесь от любезно предоставленной супермаркетом тележки на колесиках, ожидающей вас у входа. В идеале – не берите ничего, в крайнем случае (в некоторых центрах эту услугу буквально навязывают) – обойдитесь ручной корзинкой. Сами почувствуете «перебор» и вовремя остановитесь. Проанализировав же содержимое корзинки, возможно, избавитесь от балласта, оказавшегося в ней под воздействием секундного гипноза витрин и ярких упаковок.
Сытое брюхо к покупкам глухо
Ни в коем случае не заходите в продуктовый супермаркет проголодавшись. Дразнящие запахи кофе и свежей выпечки заставят накупить всякой хотя и съедобной, но мало полезной ерунды, которую можно будет проглотить, не отходя от кассы: конфет, булочек, сладких напитков… Если серьезно перекусить не удалось, а в супермаркете есть пекарня, как бы далеко от входа она ни находилась, начните турне по залу с покупки горячей ватрушки или пирожка. Этого будет достаточно, чтобы голодный блеск в ваших глазах при виде полок угас.
Детское «дай» – накладно
Довольно неожиданно для многих прозвучит вывод специалистов о том, что импульсивным покупкам чаще подвержены одинокие посетители и пары без детей. А вот семьи с детьми от двух и далее, беспрерывно галдящими «хочу», оказываются более стойкими. Хотя, конечно, им приходится потратить немало энергии на препирательства возле касс, где нарочно выставлены жвачки и конфеты. Ну что же – закаляются люди!
Учтите также, что во время коллективных походов процент всевозможных сладостей в общей покупке резко возрастает.
А был ли сервелат?
Супермаркет, ясное дело, не рынок, но и здесь нужно держать ухо востро. Не стесняйтесь проверять чек (как бы длинен он ни был), не отходя от кассы. Истории о том, как, купив докторскую колбасу, многие обнаруживают дома, что заплатили как за какой-то мифический сервелат – слишком обсуждаемая тема, чтобы относиться к ней легкомысленно. Когда тележка покупателя ломится от десятков покупок, уследить за тем, сколько раз симпатичная улыбчивая кассирша сосканировала штрихкод с одной и той же банки шпрот, бывает непросто.
Источник http://www.financialfamily.ru/