Власть и бизнес пришли к консенсусу и подготовили проект закона изменений в Налоговый кодекс. Какие ключевые пожелания бизнеса, работающего на упрощенной системе налогообложения, учтены, а также какова дальнейшая судьба законопроекта, рассказывает в интервью телеканалу UBR президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко.
UBR: Вы участвовали в разработке законопроекта № 8521, он был опубликован на сайте Верховной Рады, но потом исчез, были опасения, что его отредактируют и могут исчезнуть принципиально важные положения для упрощенцев. Что вы можете сказать по этому поводу?
Л.Р.: Текст документа был согласован с бизнесом, Министерствомфинансов и Правительством 13-го мая на ужине, все остальное это технические вопросы. Исчезновение или не исчезновение - это чисто технический вопрос. Все, что было прописано и согласовано с бизнесом, осталось в том же виде, как это было на вечер 13 мая.
UBR: Одна из принципиальных позиций, против чего выступали упрощенцы, это право для юридических лиц относить к валовым расходам траты на товары и услуги, приобретенные у упрощенцев. Вернули им это право?
Л.Р.: Бунтовали за возвращение этого права, право возвращено. Оно не восстановлено в общем, в широком измерении. Оно возвращено для тех, кто работает, как украинский производитель товаров и услуг, и это право возвращено для тех, кто занимается настоящим бизнесом в Украине. Все условия будут созданы после принятия законопроекта.
UBR: Это право предусмотрено для каких-то конкретных отраслей или какая градация?
Л.Р.: Право возвращено в общем смысле. Право возвращено для всех, кто занимается бизнесом. Если бизнес создавался не для бизнеса, а для обеспечения проведения изменений условий ведения бизнеса крупными предприятиями, для минимизации или уклонения от налогообложения, тем возможности прекращены. Законопроект прописан для тех, кто занимается настоящим производством товаров, работ, услуг в Украине, для них это право восстановлено.
UBR: Еще одна норма о возвращении права упрощенцам добровольно регистрироваться плательщиками НДС, есть ли она?
Л.Р.: Возвращено и добровольное право, и вообще прописано, если физическое или юридическое лицо работает с плательщиком НДС, он также должен зарегистрироваться как плательщик НДС.
UBR: В этом законопроекте установлены пороги для упрощенцев?
Л.Р.: Границы обозначены в таких размерах, о которых ни в одном законопроекте, предлагаемом бизнесом ранее – не говорилось. Поскольку, например, для юридических лиц бизнес мечта от 1 до 3 миллионов годового оборота, а тот уровень, что сейчас установлен - 5 тыс. минимумов заработных плат для юридических лиц, это по сегодняшним меркам - 4 миллиона 800 тысяч. И так же для физических лиц, для одной категории – 1 тыс. заработных плат, т.е. 960 000 годового оборота и второй – 2 тыс., это 1 млн. 920 тысяч, т.е. возвращены и установлены в таких размерах, которые удовлетворяют любые желания бизнеса.
UBR: Если говорить о перспективах этого законопроекта, обещали, что вот уже в ближайшее время он начнет действовать, какой алгоритм действий происходит?
Л.Р.: Этот законопроект - это компромисс тех, кто над ним работает с разных сторон баррикад: власти и бизнеса. И то, что наработано, передано к рассмотрению депутатов уже 17 – 18 мая, теперь ждем решения народных депутатов. Еще главным компромиссом является также в этом законопроекте срок введения в действие. Сначала Минфин предлагал, чтобы он вводился в действие с 1 января 2012. Бизнес сказал, что по многим факторам они не могут столько ждать. Те, кто будет ущемлен по итогам этого закона, не хотели ускорения принятия, но большинство хотело, чтобы было ускорение, и мы приняли предложение большинства и пошли на то, что он должен вступить в силу с 1 июля 2011. Но, для этого нужно, чтобы на следующей неделе до четверга рассмотрели этот законопроект комитет финансов и банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, и в четверг, согласно расписанию ВР, будет рассмотрен в зале, и тогда определено, принимается за основу в первом чтении или нет.
UBR: Как вы оцениваете шансы, успеют?
Л.Р.: Я считаю, есть возможности, и есть желание успеть рассмотреть в комитете и проголосовать в Верховной Раде в первом чтении. Тогда есть возможность до июня рассмотреть в окончательном варианте и передать на подпись Президента.