То есть, в итоге, жильцы столичных многоэтажек должны получить максимально качественные комуслуги. А посредником между людьми и поставщиками станут некие ОСМД.
Возможность контроля и качественные услуги
Еще в июне с приходом новых чиновников в киевскую мэрию стали поговаривать о грядущей коммунальной реформе. Тогда же о ней заговорили и многие политики.
Власти пришли к выводу, что коммунальная реформа крайне необходима столице, иначе развития жилищного фонда не случится.
Основная перемена будет в ликвидации старых добрых жилконтор (о, сколько же пародий, историй и карикатур бродит о ЖЭКах и их работниках). ЖЭКи, которые явно уже давно не справляются со своими обязанностями и не могут обеспечить нормального состояния киевских домов и эксплуатации коммунального хозяйства, закроют.
Районные власти будут проводить тендеры, и отбирать лучшие коммунальные предприятия, которые будут обеспечивать предоставление коммунальных услуг киевлянам. А мелкими делами (вроде уборки территории, благоустройства дворов, мытьем подъездов и так далее) займутся ОСМД.
Для начала выясним, что же это такое?
ОСМД – это объединения совладельцев многоквартирных домов. То есть, организация, которую создают сами жильцы. Это зарегистрированное во всех государственных органах предприятие, которое имеет свой счет, печать, директора и бухгалтера.
"Для того, чтобы открыть в доме ОСМД нужно собрать не менее 5 процентов подписей жильцов дома, - рассказывает киевлянка Инна Харкевич, которая пыталась в своем доме когда-то организовать подобное объеденение, однако не нашла поддержки пожилых жителей дома. – В идеале ОСМД – намного функциональнее и практичнее жилконтор.
Главный плюс – возможность самоуправления коммунальным хозяйством жильцами многоэтажки. Жители дома могут проследить, на что идут деньги, которые они заплатили в качестве квартплаты. В ЖЭКе же эти деньги уплывали неведомо куда и отчет по ним коммунальщики не предоставляли. Между тем, подъезды оставались грязными, лифты поломанными, территория возле дома – неухоженная.
Кроме того, для жильцов устанавливается свой собственный расчет коммуналки. Жильцы дома, который управляется ОСМД, платят стандартную квартплату (туда входят все платежи по счетчикам) и отдельно (по расчетам директора и бухгалтера ОСМД по одобрению жильцов дома) часть квартплаты за благоустройство территории, ремонт, уборку и так далее.
Нельзя сказать, что это, в общем, выходит меньшая сумма, чем та, которую киевляне платят сейчас ЖЭКам. Она примерно такая же. Но разница налицо в том, что качество и спектр коммунальных услуг значительно выше, чем у ЖЭКов. То есть в ОСМД – есть с кого спрашивать, в случае, если жильцы неудовлетворены качеством коммуналки".
Это действительно так. На ЖЭК тоже можно пожаловаться, но разборки могут затянуться надолго. Тем более, едва ли жилконтора возместит вам ущерб или в результате как-то исправит свой промах.
ОСМД же имеет своего выбранного (назначенного путем голосования жильцов и принятого на должность) директора и бухгалтера. Они заинтересованы в том, чтобы полностью удовлетворять все коммунальные пожелания жильцов. Иначе их попросту переизберут на все том же голосовании жильцов дома. Хотя, минус в том, что жильцам придется каждый месяц скидываться на содержание этих двух штатных должностей.
По желанию клиента
Многие новостройки в столице изначально создают ОСМД. Так намного быстрее удается наладить подачу коммуналки, облагородить придомовую территорию и поддерживать чистоту в подъездах.
Со всеми жалобами жильцы идут к директору ОСМД. Жалобы, как и в ЖЭК нужно нести в письменной форме. Из квартплаты ОСМД распределяет деньги на текущие расходы (уборку, благоустройство и так далее), а также выделяют какие-то средства на уход.
Кстати, часто бывает, что зажиточные жильцы домов выделяют немалые пожертвования для ОСМД для того, чтобы сделать дом комфортным и благоустроенным. Это приветствуется. Ведь именно в этом основная фишка ОСМД. Сами жильцы заинтересованы в улучшении качества коммунальных услуг и хорошем содержании дома.
Ничего не изменится?
Описание преимуществ ОСМД звучит, как счастливая коммунальная сказка. Кажется, что вот только все перейдут на них и тут же трубы перестанут лопаться, в лифтах не будет вонять мочой, а во дворе построят детскую площадку и поставят лавочки. Увы, но чуда не случится.
В этом и есть сама я большая загвоздка ОСМД в постсоветских странах (ведь в России ОСМД уже стали обязательными согласно Жилижному кодексу РФ, и там уже "всплыли" все подводные камни). Ведь согласно закону, ОСМД должен принять новый дом или же полностью отремонтированный дом. Это нужно для того, чтобы жильцы могли поддерживать хорошее состояние домов и жить на соответственном уровне. В Украине же (в Киеве, в частности) новые дома – это лишь маленькая часть из всего существующего жилья.
Основное количество домов – это старые дома, которые не видели ремонта десятилетиями. Кто их отремонтирует, чтобы передать ОСМД? ЖЭКи перед расформированием? Так им даже сотрудникам нечем платить зарплаты, не говоря уже о капремонте жилищного фонда.
То есть на деле, жильцам и хранить-то нечего.
А на квартплату, собранную самими жильцами, капремонта все равно не сделаешь. То есть повысить уровень жизни людей, едва ли возможно в нынешних условиях.
Так что на практике, ОСМД применимы только для новостроек.
Также не исключено, что в ОСМД перекочуют те же начальники ЖЭКов (в нашем государстве все возможно). Тогда вообще позитивных изменений ждать не придется.
В самих же ЖЭКах о расформировании предпочитают не говорить. Там уверены, что город перейдет на объединение жильцов еще не скоро. Пока никаких конкретных планов заведующим жилконтор не излагали. О ремонте домов речь также не ведут. Только смеются и говорят, что денег нет даже на дворников. Какой уж там ремонт зданий.
Между тем, столичные власти тоже не сильно думают о капремонте. Пока хотят ограничиться перераспределением функций подачи коммунальных услуг.
Так, с 1 января три коммунальных предприятия Подольского района столицы - Синеозерное, Виноградарь и Лесное перейдут в управление частной компании.
Так что жильцы Виноградаря станут первыми "подопытными кроликами" большой коммунальной реформы. А дальше – посмотрим!